Я разговариваю со знакомой — рядом ее семилетняя дочь. Девочка активно вмешивается в разговор, желая привлечь к себе внимание. Когда у нее это не выходит, она злится, толкает меня руками и начинает обзываться. Я с удивлением смотрю на нее…

Как такое возможно? Знакомьтесь! Это попустительский стиль воспитания, реализованный в жизни. Главный его лозунг: «Мы с ребенком друзья!» Эта тема очень популярна среди родителей, и возникла как реакция на то, что мы все воспитывались в авторитарной системе. Поэтому в детстве многие советские дети сделали вывод — что своего ребенка мы будем воспитывать наоборот.

В результате ребенка тешат, лелеют, проводят с ним время, выполняют все его желания. Окружают безусловной любовью и не предъявляют никаких требований. Это очень благоприятная среда для развития ребенка, но только до ТРЕХ лет.

После трех — задача родителей очерчивать рамки, устанавливать правила и приучать ребенка к ответственности. Понятие личных и чужих границ мы начинаем с ребенком изучать уже с полутора лет.
— Маму бить нельзя! Ты злишься — можно стучать по дивану, можно топать ногами.
— Толкать мальчика на площадке нельзя! Можно попросить у него машинку.

Но в попустительской системе воспитания этого не происходит. У ребенка нет четких границ, установленных родителями. Его не упрекают за нежелательное поведение, не наказывают за любые проступки. Родители находятся в иллюзии, что ребенок сам установит себе нормы и правила.

Но это представление в корне ошибочно. Любой ребенок постоянно провоцирует родителей, изучая рамки дозволенного. Он сам не понимает, что правильно и неправильно, И ищет подтверждения от значимых взрослых — хорошо ли, плохо ли то, что я сейчас делаю?

Мой двухлетка вчера на прогулке поднял на меня глаза и сказал:»Я больше не буду просыпать соль на пол». Перед этим за последние полгода пять пачек соли оказывались на полу, как только мы забывали убрать ее в шкаф. Он моментально подскакивал, хватал пачку и быстрым движением опрокидывал ее на пол. А потом наблюдал за эмоциями вокруг, которые удалось сотворить этим поступком)))

Вчера на прогулке вдруг понял, что больше так поступать нельзя))) И ребенок делает это в режиме нон-стоп, изучает — это можно, это нельзя, это можно, это нельзя. Так у него прорисовывается картина мира, приходит понимание, как тут все устроено и как работает.

Что же происходит в психике ребенка в либеральном стиле воспитания? Ребенок не чувствует стабильности этого мира, в котором все размыто, нечетко, нет опоры под ногами. Рядом со мной не БОЛЬШОЙ ВЗРОСЛЫЙ, который защитит, спасет от опасности, все знает, все предугадывает, а такой же как Я, просто мой друг, и он тоже не знает ничего про этот мир, нам вместе надо как-то здесь во всем разобраться.

То есть ребенок лишается чувства безопасности и защищенности — а это одна из базовых потребностей при формировании личности.

Долг родителя не только проявлять любовь к своему ребенку, но и подготовить его к жизни, не достаточно тёплых дружеских отношений — необходима дисциплина. Когда у ребёнка нет границ, обязанностей, зоны ответственности, в первую очередь от этого страдает он сам.

Продолжение следует…