практическое руководство
«Как не стать врагом вашим детям»
1. Как справиться с негативным опытом своего детства, чтобы не передавать его своим детям?
2. Какие ошибки важно не совершать в процессе воспитания?
3. Как с помощью наказаний улучшать отношения с ребенком?
4. 7 шагов, чтобы построить гармоничные отношения с ребенком.
Сегодня мы познакомим Вас с первым практическим заданием.
1. Как справиться с негативным опытом своего детства, чтобы не передавать его своим детям?
Для того, чтобы понять, какие деструктивные мысли содержит наше подсознание, возьмите листы А4 и начинайте выписывать все, что приходит вам в голову.
Разделите страницу в альбомном варианте на два столбика, и в левом столбике пишите то, что сможете вспомнить. Возможно, что вам понадобится на это несколько дней.
Записывайте фразы из вашего детства, которые вы слышали от родителей, бабушек-дедушек-тетушек. Те слова и выражения о детях, о воспитании, которые вызывали у вас боль внутри и до сих пор кажутся неприятными.
Вы увидите, что есть фразы:
- негативно оценивающие вас как личность (то есть обесценивание ребенка)
- запрещающие чувствовать и проживать эмоции (обесценивание чувств ребенка)
- лишающие вас безопасности как самого необходимого состояния для ребенка
- отрицательно оценивающие сам факт родительства
Когда будете выписывать слова и фразы — сразу разделите их на эти группы.
1.Обесценивание ребенка
— спиногрызы, паразиты
— бестолочь, лентяй, идиот, дурак
— бесполезное ты существо, от тебя толку никакого
— и в кого ты такой уродился, за что мне такое наказание дано, весь в отца!
— замуж такую никто не возьмет, кому ты такая нужна!
2. Обесценивание чувств ребенка
— не плачь, что разревелась! Не кричи! Уйди с глаз долой!
— перестань рыдать! это все ерунда! чего надулась? перестань!
— на сердитых воду возят, обиделась она!
— ой, какая неженка, заплакала сразу!
— мальчики не плачут, тряпка, хлюпик!
3. Лишение ребенка безопасности и поддержки
— отдам тебя в детский дом, оставлю на улице, заберет тебя чужой дядька
— тебя собака съест, Баба-Яга, милиционер утащит, волк унесет
— ну и стой здесь один – я ухожу!
— оставайся тогда один в магазине – я пошла!
— оставлю тебя тогда в садике жить, раз не слушаешься!
4. Обесценивание родительства
— горе ты мое! И зачем я тебя родила?
— лучше бы я аборт сделала, чем тебя рожать!
— вас всех не прокормишь, на вас не напашешься
— со свету меня сживете, в гроб загоните, до инфаркта доведете!
— как я с вами намучалась!
После того, как все фразы выписаны и разбиты на группы в левой части листа, в правой части листа пишите позитивные установки, которые перекрывают отрицательное значение слов и выражений слева:
1. Я – молодец, я себе нравлюсь, умный, толковый, трудолюбивый. Все лучшие черты во мне от отца! Умею делать много полезных вещей. Замуж вышла за замечательного человека и счастлива в браке и так далее…
2. Во второй группе пишите: мне можно ЧУВСТВОВАТЬ! ИСПЫТЫВАТЬ НЕГАТИВНЫЕ эмоции мне можно! Мне можно плакать, мне можно быть неженкой, мальчики тоже имеют право на слезы и т.д.
3. В третьей группе пишите: Я чувствую себя в безопасности, я взрослый и большой человек, я могу дать чувство безопасности себе и своим детям. У меня есть Я, и поэтому под защитой я и мои дети. Если верите в Бога и в высшие силы – пишите: я и мои дети под защитой Бога и в безопасности.
4. В четвертой группе пишите: Я благодарен своим родителям, что они родили меня (эту фразу лучше написать три-пять раз). Мне нравится самому быть родителем, я с удовольствием трачу на детей деньги, получаю радость от общения с ними. Я счастлива, что родила детей. Я люблю своих детей, рада, что они у меня есть.
Посмотрите на свои ощущения и чувства, когда вы все это писали. Если вы спокойны, слезы на глаза не наворачиваются, сердце не щемит – тогда вы уже проработали и отпустили эту внутреннюю боль.
Если чувствуете, что боль по-прежнему живет в груди, тогда отрежьте ножницами левую часть списка с негативными установками и сожгите ее.
А правый список переписывайте каждый день заново в течение 21 дня — за это время наш мозг устанавливает новую программу на месте негативной программы. Это необходимо делать ручкой на листе, а не с клавиатуры))) Когда мы пишем от руки, то в голове возникают прочные нейронные связи.
Поменяв внутри у себя отрицательные установки о детстве и материнстве, вам гораздо легче будет любить своих детей, они перестанут вас раздражать и уже точно не услышат от вас: «Ах, горе ты мое! И зачем я тебя родила!»