
Сегодня мы с вами поговорим о непослушании. Непослушание ребенка ВСЕГДА является следствием внутренних причин, давайте попробуем разобраться в них. Необходимо устранять не следствие, а причину плохого поведения.
Чек-лист: Почему ребенок не слушается?
1.Нарушен режим дня: качественный сон для развития мозга ребенка стоит на первом месте. Ребенок до 7ми лет должен ложится спать в 21.00 час. Если нет дневного сна, то в 20.00. Поздний отбой расшатывет психику ребенка и делает его неуравновешенным.
2.Ребенка беспокоят проблемы в отношениях между родителями или другими членами семьи – это очень сильно повышает тревожность или агрессию детей и делает их неуправляемыми. Возможно, что в семье нарушена иерархия в отношениях между близкими людьми.
3.Ребенок не осознает, «что такое хорошо и что такое плохо». В поведении ребенка нет четких границ, что ему можно, что нельзя. Возможно, что папа, мама, бабушки-дедушки предъявляют к нему противоположные требования. Или сама мама накладывает запреты и ограничения по настроению, сегодня это нельзя, а завтра — можно.
3. У ребенка низкая самооценка – только через плохое поведение он добивается внимания к себе, так как он не верит, что внимание можно получить за счет успешного поведения. Родители неосознанно подкрепляют плохое поведение ребенка, хотя желают ему лучшего.
4. У вашего ребенка кризис 1 года — 3 лет — 7 лет, когда непослушание является этапом в развитии, необходимым для развития личности. Но при этом ситуацию нельзя пускать на самотек.
5. Ребенок проводит много времени в гаджетах (игры и медиа). Психика ребенка перегружена и перевозбуждена, что ведет к срывам и истерикам. От 3 до 7 лет время электронных устройств в жизни ребенка 15-30 минут в сутки.
6. Ребенок переутомлен посещением садика и кружков, секции, развивающих занятий. Обязательно каждый день должны быть паузы для спокойной игры в одиночестве, время посидеть-поваляться с мамой в тишине, время для неспешной прогулки.
7. Ребенок находится в стрессе из-за различных факторов (переезд, конфликты, садик, появление еще одного ребенка в семье и пр.) и выплескивает негативные состояния через неадекватные поступки.
8. Ребенок не чувствует себя любимым, так как у него с родителем разные языки любви – родитель проявляет любовь по-своему, а для ребенка жизненно необходимы другие ее проявления. Нет баланса во взаимоотношениях родителя и ребенка, родитель старается и воспитывает, а ребенок чувствует себя нелюбимым.
9. Ребенок агрессивен, так как нет навыка выражать и проявлять свои негативные эмоции безопасно для других и экологично. У ребенка нарушено понимание личных и своих границ.
10. Ребенок не чувствует доверия к родителям, так как отношения выстроены без учета его возрастных особенностей или общение с ребенком построено в негативном ключе.
Метод естественных последствий.
Сегодня я вам расскажу об одном из множества методов, применяемых в воспитании ребенка, если вы стремитесь воспитывать ребенка без крика и наказаний, тогда вам подойдет МЕТОД ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.
Его можно начинать применять с 1,5 лет в тех ситуациях, когда они безопасны для ребенка. И далее, чем старше становится ребенок – тем лучше этот метод работает. Благодаря методу естественных последствий:
— ребенок сам делает выбор
— сам несет ответственность за свой выбор
— не нарушается доверие между ребенком и родителем, так как выбор сделан ребенком без давления и угроз
— не нужен крик, запрет, лишения чего-либо, потому что последствия наступают сами
— нет личности, которая карает и вершит суд, вы можете по-прежнему быть дружелюбны с ребенком, даже если жизнь ребенка наказывает
— необходимо контролировать, чтобы применение этого метода не нарушало безопасность жизнедеятельности ребенка и окружающих
— задачи должны соответствовать возрастным особенностям ребенка
— НИКОГДА не злорадствуйте по поводу наступивших последствий! Ребенок и так огорчен ими, посочувствуйте, спросите, нужна ли ему помощь в следующий раз, чтобы избежать этих неприятностей.
Балуется за столом – разлил чай | Вместо крика и шлепков | С 1,5 лет — тряпка на раковине, я тебе ее дам – сам вытри за собой. Если ребенок не идет — идем с ним, вкладываем в его руку тряпку, если сам не вытирает, то сверху кладем свою руку на его — и вытираем вместе |
Написал в штаны и на пол | Вместо того чтобы стыдить и призывать к горшку | С 1,5 лет — сам сними штаны, отнеси их в ванную. Принеси из ванны швабру и вытри пол. Можно пИсать на горшок, тогда не придется все это вытирать. Если ребенок не идет, то ведем за руку в ванну, даем швабру, и потом вместе держим швабру и вместе затираем. |
Балуется за столом – разбил тарелку | Вместо ругани | С 5ти лет сам убирает осколки. Теперь придется кушать из некрасивой железной миски, пока мама не купит новую. Красивая – разбилась((( |
Разбросаны игрушки по всей комнате | Вместо уговоров, криков и угроз | С 3 лет – договор: валяется много игрушек, мне трудно их прибирать самой, прибери их, пожалуйста. Если не прибраны, то половину игрушек я убираю на антресоль. Потом еще половину. Потом еще половину. Когда останется 1/8 всех игрушек – ребенку будет легко их прибрать. На антресолях хранить все остальные и доставать по очереди партиями ровно столько штук, сколько может сам убрать – 3-5-10 штук. И тогда раз в две недели у ребенка будет опять новый комплект игрушек, про который он уже забыл, будет постоянный эффект новизны. И уборка игрушек не будет никого изматывать. Их будет в пользовании только 5 штук, это будет легко и ребенку и маме. Игрушек должно быть столько, сколько ребенок в состоянии САМ прибрать. Это не шкаф игрушек и не целые коробки! |
Ударил в песочнице ровесника лопаткой | Вместо шлепанья по попе и крика | Договор: так делать нельзя! если снова ударишь мальчика, мы сразу уходим с прогулки домой |
Бегает по комнате и не дает одевать себя на прогулку | Вместо ругани | С 1,5 лет — вот тебе штаны, кофта и куртка – я пошла одеваться на улицу, ты должен тоже успеть одеться САМ. Я смогу тебе потом немного помочь, если у тебя не получится |
Убегает на улице от мамы вдаль | Вместо крика | С 1,5 лет — договор: если ты будешь убегать, то будешь ездить в коляске, а не гулять пешком. Сажаете в коляску, если снова убегает. |
Поругались с братом или сестрой | Вместо поиска виноватых и ругани | Развести по разным комнатам на час – чтобы отдохнули друг от друга |
Не хочет делать уроки | Вместо крика и угроз | Ты можешь не делать ДЗ, завтра тебе поставят двойку и будут ругать в школе. Как будем эту двойку исправлять? Важно это делать в первом-втором классе, когда ребенок ценит авторитет учителя. В 7-8 классе уже не сработает, так как учитель теряет свой авторитет. |
Потерял свой телефон | Вместо нотаций | Значит, походишь со стареньким кнопочным или с треснувшим экраном |
Порвал джинсы на прогулке | Вместо выговора | Зашью или зашей сам (в зависимости от возраста) – пока походишь в зашитых, новых нет |
Медленно собирается в школу | Вместо брюзжания и недовольства | Один раз скажите, что времени осталось мало и возможно опоздание. Сядьте, сделайте 10 вдохов-выдохов и отпустите ситуацию – пусть он опоздает и САМ разбирается с последствиями опоздания. Важно это делать в первом-втором классе, когда ребенок ценит авторитет учителя. В 7-8 классе уже не сработает, так как учитель теряет свой авторитет. |
Медленно собирается в театр | Вместо брюзжания и недовольства | Сядьте, сделайте 10 вдохов-выдохов и отпустите ситуацию – пусть он опоздает и САМ разбирается с последствиями опоздания. Важнее не попасть на спектакль, а привить ответственность ребенку за его поступки. |